После размещения государственным заказчиком на региональном или федеральном сайте извещения о проведении торгов и конкурсной документации будущие участники торгов направляют госзаказчику свои заявки на участие, которые проходят процедуру регистрации. В большинстве случаев для участия в открытом конкурсе или тендере требуется обеспечение государственного контракта в размере до 5% его начальной (максимальной) стоимости. Обеспечение участия в конкурсе или тендере по выбору участника может быть предоставлено денежными средствами или банковской гарантией. На этом этапе участнику тендера наиболее целесообразно использовать собственные денежные средства или получить тендерный займ, так как с денежные средства относительно небольшие и могут использоваться для участия в нескольких тендерах. Заключение государственного контракта часто требует дополнительного обеспечения его исполнения в размере 10 - 100% от начальной (максимальной) стоимости. На этом этапе победители торгов обычно используют банковские гарантии. Стоимость банковской гарантии составляет 2-5 % годовых, это значительно дешевле, чем займ в коммерческом банке. Даже, если у компании есть собственные средства, то целесообразнее разместить их на депозит и под обеспечение этого депозита оформить банковскую гарантию. Стоимость гарантии в последнем случае упадет до 1% годовых, а доход от депозита 8-10% годовых останется у компании. Получить тендерный займ Вам помогут специалисты Finance expert.
Для размещения государственного заказа, в соответствии с 44-ФЗ, федеральные и муниципальные заказчики организуют проведение электронных аукционов, по результатам которых устанавливается победитель. Победитель получает право заключить государственный контракт. А при подписании он обязан предоставить обеспечение исполнения заключаемого контракта. По выбору победителя в аукционе обеспечение может быть предоставлено путем перечисления заказчику на депозит денежных средств в размере обеспечения в соответствии с аукционной документацией на период действия контракта или в виде банковской гарантии, выпущенной банком на период действия контракта. Совершенно очевидно, что предоставление банковской гарантии является гораздо более эффективным способом обеспечения контракта в виду того, что затраты на банковскую гарантию в разы меньше размера денежных средств необходимых размещать у Заказчика. Тем важнее, что сами денежные средства необходимы на исполнение самого контракта. Оформить банковскую гарантию Вам помогут специалисты Finance expert.
При проведении закупки, в соответствии с 223-ФЗ, заказчик самостоятельно устанавливает требование об обеспечении контракта. Участник в случае, если требование в документации о закупке прописано, выбирает способ обеспечения сам: внесение денежными средствами, банковской гарантией или иным способом, предусмотренным в документации.
Если речь идет о победителе, то необходимо законно продлить время на предоставлению обеспечения, пока не истек установленный аукционной документацией срок. Для этого необходимо составить и разместить на электронной площадке Протокол разногласий.Это позволит отодвинуть срок подписания контракта на 3-6 дней. За это время можно успеть оформить банковскую гарантию. Если все равно не успеваете оформить банковскую гарантию, то рекомендуется внести обеспечение деньгами, после чего в ходе исполнения контракта можно сделать переобеспечение. Переобеспечение подразумевает замену денежного обеспечения на банковскую гарантию согласно п.7 ст. 96 44-ФЗ. Специалисты Finance expert помогут провести подобные операции. Если победитель по каким-то причинам не предпримет перечисленные выше меры, то компанию-подрядчика занесут в Реестр недобросовестных поставщиков на 3 года с лишением возможности участия в госторгах. А государственный контракт будет расторгнут в одностороннем порядке. Чтобы не поставить бизнес под удар, перед участием в государственных тендерах необходимо проконсультироваться со специалистами как по правилам участия в торгах, так и по финансовым вопросам. Денег на внесение на депозит заказчику в качестве обеспечения может и не быть, а банки могут отказать в предоставлении банковской гарантии.
В соответствии со ст. 368 Гражданского Кодекса РФ, банковская гарантия - это письменное обязательство банка-гаранта в пользу бенефициара. Иными словами, банковская гарантия является эквивалентом денежных средств, которые банк обязуется выплатить кредитору принципала (бенефициару) по предоставлении бенефициаром письменного требования о ее уплате. В 44-ФЗ банковская гарантия упоминается как один из способов обеспечения обязательств участника закупки (обеспечение заявки на участие в закупке, обеспечения исполнения контракта). Какие альтернативы имеет победитель конкурса или аукциона в плане предоставления обеспечения исполнения контракта? В качестве обеспечения исполнения контракта он может предоставить либо денежные средства, либо банковскую гарантию. Использование собственных денежных средств – крайне неэффективная мера, так как они понадобятся для исполнения контракта, а привлечение кредитных ресурсов в банках в настоящий момент обходится в 15 – 25% годовых, при условии, что это вообще возможно. Банковская гарантия в таких условиях является единственным эффективным инструментом, так как затраты на гарантию составляют 2-5% годовых от суммы гарантии. Важно иметь в виду, что банковская гарантия – это невозвратный инструмент, т.е. в случае, если вам она «не понадобилась», ее невозможно вернуть и получить уплаченную банку сумму назад. Вместе с тем, надо учитывать, что Гражданский кодекс установил порядок прекращения банковской гарантии, в соответствии с которым действие гарантии может быть прекращено по заявлению бенефициара. В таком случае действие банковской гарантии прекращается, но уплаченную Вами премию за ее предоставление Банк не вернет.
В соответствии со ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный статьей 74.1. Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения (часть 1 ст. 45). Ведение указанного перечня осуществляется Министерством финансов РФ. С актуальным перечнем можно ознакомиться на сайте Минфина.
Сведения в федеральный реестр банковских гарантий вносит Банк, выдавший банковскую гарантию. Формирование банками, выдающими банковские гарантии, информации и документов, включаемых в реестр, осуществляется с использованием федеральной информационной системы Федерального казначейства. Доступ к системе осуществляется банками через единый портал бюджетной системы Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», после прохождения процедуры регистрации на официальном сайте Российской Федерации. После присвоения Федеральным казначейством реестровой записи уникального номера и размещения ее в единой информационной системе в сфере закупок, банком формируется выписка из реестра. Выписка из реестра формируется в информационной системе автоматически на основании информации, включенной в реестровую запись реестра. Персональную ответственность за формирование информации и документов, за их полноту и достоверность несет уполномоченное от имени банка и/или заказчика лицо, чьей электронной подписью подписаны соответствующие сведения. Заказчик в аукционной документации требует, чтобы банковская гарантия была предоставлена только по его форме. Документацией о закупке может быть предусмотрено требование о том, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения или обеспечения заявки, должна соответствовать форме гарантии, опубликованной в составе аукционной документации. Необходимо учитывать, что подавая заявку на участие в такой закупке, вы соглашаетесь со всеми требованиями аукционной документации, и обеспечение в форме банковской гарантии вы сможете предоставить исключительно по той форме, которая включена заказчиком в состав документации. Если документация о закупке содержит требования к банковской гарантии, не соответствующие действующему законодательству, а именно: - ст. 368 - 379 (часть 1) ГК РФ - ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ - Постановления Правительства РФ от 8 ноября 2013 года №1005, то участнику закупки до подачи заявки на участие необходимо: 1. Направить заказчику запрос о даче разъяснений положений документации приблизительно следующего содержания: «Прошу разъяснить положения пункта … аукционной документации (информационной карты, проекта контракта) устанавливающее требования к содержанию банковской гарантии в виду того, что его положения противоречат ст. 368 - 379 (часть 1) ГК РФ / ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ / ПП РФ от 8 ноября 2013 года №1005» 2. В случае невозможности разрешения ситуации посредством направления запроса о даче разъяснений - направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу.
Документацией о закупке может быть предусмотрено требование о том, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения исполнения или обеспечения заявки, должна соответствовать форме гарантии, опубликованной в составе аукционной документации. Необходимо учитывать, что подавая заявку на участие в такой закупке, вы соглашаетесь со всеми требованиями аукционной документации, и обеспечение в форме банковской гарантии вы сможете предоставить исключительно по той форме, которая включена заказчиком в состав документации. Если документация о закупке содержит требования к банковской гарантии, не соответствующие действующему законодательству, а именно: ст. 368 - 379 (часть 1) ГК РФ ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ Постановления Правительства РФ от 8 ноября 2013 года №1005, то участнику закупки до подачи заявки на участие необходимо: 1. Направить заказчику запрос о даче разъяснений положений документации приблизительно следующего содержания: «Прошу разъяснить положения пункта … аукционной документации (информационной карты, проекта контракта) устанавливающее требования к содержанию банковской гарантии в виду того, что его положения противоречат ст. 368 - 379 (часть 1) ГК РФ / ст. 45 Федерального закона № 44-ФЗ / ПП РФ от 8 ноября 2013 года №1005» 2. В случае невозможности разрешения ситуации посредством направления запроса о даче разъяснений - направить жалобу в Федеральную антимонопольную службу.
Действуя в рамках 44-ФЗ, имеется возможность сдвинуть сроки подписания контракта, разместив на электронной площадке, где проводятся торги, Протокол разногласий. Направление протокола разногласий возможно только в процессе заключения контракта по результатам проведения открытого аукциона в электронной форме. В соответствии со ст. 70 Федерального закона № 44-ФЗ победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в подобном аукционе с указанием соответствующих положений данных документов. (часть 4 ст. 70) Протокол разногласий должен быть направлен заказчику не позднее, чем в течение десяти дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона (часть 5 ст. 70). Это позволит продлить срок до подписания контракта на 3-6 дней. Найти повод для размещения протокола разногласий можно, если провести сравнение первоначального текста контракта, опубликованного в составе аукционной документации и поступившего на подпись. Даже наличие орфографических ошибок, опечаток или отсутствие пунктов препинания может служить причиной для размещения протокола.
Заказчиком в извещении об осуществлении закупки должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта. Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц. В случае, если изначально победитель аукциона предоставил в качестве обеспечения исполнения госконтракта денежные средства, то в ходе исполнения контракта, в соответствии с п.7 ст. 96 44-го ФЗ, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе изменить способ обеспечения исполнения контракта, предоставив взамен банковскую гарантию.